Договора Москвы

При составлении данной подборки документов нашими юристами использовалась правовая система Консультант плюс.

ДОГОВОР от 16.06.1998
"О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ МОСКВЫ"




ДОГОВОР
О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ
МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ МОСКВЫ



Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти города федерального значения Москвы (далее - Москвы),
руководствуясь Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом и законодательством Москвы;
исходя из конституционного статуса Москвы как равноправного субъекта Российской Федерации;
учитывая территориальные (город - мегаполис);
природно - географические (наличие акватории рек и других водных объектов в пределах города, лесопаркового защитного пояса и водоохранных зон),
социально - экономические (наличие высокого производственного, научно - технического, кадрового потенциала, уникальных высокотехнологических производств, транспортного узла федерального и международного значения, крупнейших гидротехнических сооружений, объекта федерального значения - Московского метрополитена),
экологические (наличие экологически опасных производств, источников экологического загрязнения),
национально - культурные (разнообразие национального состава населения города, активные миграционные процессы, наличие памятников культурно - исторического наследия народов России федерального и международного значения, учреждений образования и культурных центров федерального значения) особенности Москвы,
ее правовой статус столицы Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации", а также историческое значение Москвы в становлении и укреплении российской государственности;
в целях качественного улучшения социально - экономических и политико - правовых условий жизни и деятельности населения Москвы,
обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, единства экономического пространства страны,
гарантирования прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией Российской Федерации,
обеспечения эффективной реализации Москвой функций столицы Российской Федерации,
обеспечения устойчивого роста экономического потенциала Москвы,
создания условий, стимулирующих активизацию деловой жизни города и ориентацию ее на обеспечение социально - экономических интересов Москвы, развитие предпринимательской деятельности и научно - промышленного комплекса города, а также обеспечивающих общий рост благосостояния населения,
улучшения экологической обстановки в городе;
считая, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Москвы является важнейшей предпосылкой их согласованного взаимодействия;
исходя из принципов сотрудничества и взаимной ответственности за осуществление совместной деятельности, невмешательства в исключительную компетенцию друг друга,
договорились о нижеследующем:

Статья 1

Настоящий Договор разграничивает предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Москвы.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Москва обладает всей полнотой государственной власти.

Статья 2

1. Исходя из перечисленных в преамбуле настоящего Договора особенностей Москвы и ее правового статуса столицы Российской Федерации, к предметам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Москвы относятся:
а) обеспечение структурной перестройки экономики Москвы;
б) разработка и реализация федеральных целевых программ социально - экономического развития Москвы;
в) обеспечение эффективного выполнения Москвой функций столицы Российской Федерации;
г) обеспечение эффективного функционирования предприятий оборонного комплекса, предприятий, выполняющих государственный оборонный заказ, расположенных на территории Москвы, а также участие в конверсии этих предприятий и реализации производимой ими продукции, за исключением вопросов производства и реализации вооружений и военной техники;
д) решение вопросов защиты прав потребителей, осуществление государственного контроля за качеством товаров, отработка систем сертификации и идентификации продукции и услуг в соответствии с федеральным законодательством;
е) лицензирование отдельных видов деятельности на территории Москвы в соответствии с федеральным законодательством;
ж) установление правил продажи отдельных видов товаров, бытового и иных видов обслуживания потребителей на территории Москвы в части, не противоречащей федеральному законодательству;
з) вопросы функционирования и развития транспортного комплекса, включая речной, железнодорожный, автомобильный, воздушный транспорт, метрополитен и транспорт, осуществляющий международные перевозки, независимо от формы собственности;
и) вопросы развития городской инфраструктуры, обслуживающей федеральные и международные транспортные нужды;
к) вопросы развития и функционирования федеральных и городских систем энергетики, информации и связи;
л) вопросы функционирования и развития на территории города федеральных организаций науки, культуры и спорта, а также системы подготовки специалистов в средних специальных и высших учебных заведениях, находящихся в ведении Российской Федерации;
м) вопросы строительства, архитектуры и градостроительства;
н) организация прохождения альтернативной гражданской службы в соответствии с федеральным законодательством;
о) осуществление согласованной миграционной политики на территории Москвы, совместное решение вопросов социального обустройства беженцев и вынужденных переселенцев;
п) обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
р) вопросы занятости населения, структурного преобразования трудовых ресурсов на территории Москвы;
с) вопросы социальной защиты ветеранов, инвалидов, военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, граждан, уволенных с военной службы и из органов внутренних дел, и членов их семей;
т) вопросы охраны окружающей среды, в том числе охраны и содержания акватории рек и других водных объектов в пределах границ города, лесопаркового защитного пояса и водоохранных зон Москвы, обеспечения экологической безопасности;
у) проведение согласованной кадровой политики в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Договором.
2. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Москвы осуществляют также взаимодействие по вопросам:
а) регулирования межбюджетных отношений Российской Федерации и Москвы;
б) реализации таможенной политики Российской Федерации на территории Москвы, в том числе в части эффективного использования таможенных платежей и сборов, собираемых на территории Москвы, для поддержки экспорта и развития внешнеэкономической и таможенной инфраструктуры Российской Федерации, включая вопросы создания и развития таможенных зон на территории Москвы, в соответствии с федеральным законодательством;
в) осуществления мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организации и обеспечения мобилизационной подготовки на территории Москвы;
г) сохранения и содержания особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, в том числе памятников истории и культуры федерального (общероссийского) значения, расположенных на территории Москвы;
д) проведения культурных, спортивных, научных и политических мероприятий общероссийского и международного характера;
е) разграничения объектов государственной собственности и управления ими;
ж) размещения внешних займов Москвы в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 3

К предметам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Москвы могут быть отнесены вопросы, не установленные настоящим Договором, путем внесения в него дополнений или подписания нового Договора о разграничении предметов ведения и полномочий. При этом не допускается изъятие или перераспределение предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленных соответственно статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации.

Статья 4

Полномочия органов исполнительной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти Москвы по конкретным предметам совместного ведения, установленным статьей 72 Конституции Российской Федерации, а также перечисленным в статье 2 настоящего Договора, определяются соответствующими соглашениями, если иное не установлено федеральным законодательством. Указанные соглашения являются неотъемлемой составной частью настоящего Договора и могут быть заключены одновременно с подписанием Договора, а также в любое время после его вступления в силу.
Соглашения подписываются Председателем Правительства Российской Федерации и Мэром Москвы.

Статья 5

1. В целях согласованной реализации полномочий в сфере законотворческой и нормотворческой деятельности по предметам совместного ведения органы государственной власти Российской Федерации:
а) разрабатывают с участием органов государственной власти Москвы проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
б) вносят предложения и могут участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов города Москвы;
в) обеспечивают приведение нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Договором.
2. Органы государственной власти Москвы:
а) участвуют в разработке органами государственной власти Российской Федерации проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
б) осуществляют правовое регулирование по предметам совместного ведения в соответствии с федеральным законодательством;
в) обеспечивают приведение законодательства Москвы в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и настоящим Договором;
г) в срок не более одного месяца рассматривают обращения и предложения федеральных органов государственной власти по вопросам, относящимся к предметам ведения города Москвы, и сообщают указанным органам о результатах рассмотрения внесенных предложений.
3. До принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по конкретным предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации органы государственной власти Москвы вправе осуществлять по этим предметам собственное правовое регулирование.
При принятии соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты Москвы приводятся в соответствие с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Нормы законов и иных нормативных правовых актов Москвы, не приведенные в соответствие с федеральным законодательством, применению не подлежат.

Статья 6

1. В целях реализации полномочий в сфере обеспечения социально - экономического развития Москвы органы государственной власти Российской Федерации:
а) разрабатывают по предложению и с участием органов государственной власти Москвы и утверждают федеральные целевые программы в области социально - экономического развития города, в том числе программы развития транспортного комплекса, сохранения памятников исторического и культурного наследия на территории Москвы, а также окружающей природной среды;
б) обеспечивают в установленном порядке реализацию федеральных целевых программ на территории Москвы и их финансирование в объемах, установленных федеральным бюджетом;
в) согласовывают с органами государственной власти Москвы строительство на территории города объектов федерального значения с учетом ресурсных возможностей города.
2. Органы государственной власти Москвы:
а) участвуют в разработке и осуществлении федеральных целевых программ развития Москвы;
б) участвуют в перепрофилировании, реструктуризации и санации предприятий с участием государственной собственности, находящихся в ведении Российской Федерации, по согласованному перечню.

Статья 7

1. В целях эффективного обеспечения Москвой функций столицы Российской Федерации органы государственной власти Москвы:
а) предоставляют в установленном законом порядке органам государственной власти Российской Федерации, представительствам субъектов Российской Федерации, а также дипломатическим представительствам иностранных государств в Российской Федерации находящиеся в собственности Москвы земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения, жилищный фонд, а также жилищно - коммунальные, транспортные и иные услуги;
б) совместно с федеральными органами государственной власти обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий;
в) в соответствии с федеральным законодательством участвуют в содержании и развитии систем связи и транспортных систем на территории Москвы, осуществляют строительство, реконструкцию, ремонт и содержание отдельных магистральных улиц, являющихся продолжениями федеральных автомобильных дорог общего пользования (по перечням отдельных магистральных улиц, утвержденным Правительством Российской Федерации);
г) согласовывают с Правительством Российской Федерации проект генерального плана развития города в части осуществления Москвой функций столицы Российской Федерации;
д) реализуют иные полномочия, установленные федеральным законодательством, настоящим Договором и соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Москвы.
2. Органы государственной власти Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством:
а) компенсируют за счет федерального бюджета затраты Москвы, связанные с осуществлением функций столицы Российской Федерации (перечень затрат Москвы, связанных с осуществлением функций столицы Российской Федерации, а также методика определения их размеров определяются специальным соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Москвы);
б) ежегодно учитывают в проекте федерального бюджета расходы на компенсацию указанных затрат Москвы, выделяя их отдельной строкой;
в) совместно с органами государственной власти Москвы обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий.

Статья 8

В целях осуществления согласованной кадровой политики при реализации полномочий по предметам совместного ведения органы государственной власти Российской Федерации назначают по согласованию с органами государственной власти Москвы руководителей территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, а также федеральных унитарных предприятий, организаций и учреждений, действующих в пределах Москвы, если иное не установлено федеральным законодательством.

Статья 9

1. В целях эффективного регулирования бюджетно - финансовых и налоговых отношений органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Москвы установили, что финансирование федеральных расходов, предусматриваемых в федеральном бюджете для города Москвы, осуществляется через Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Москве за счет доходов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет на территории Москвы строго в соответствии с реестрами, доведенными Главным управлением федерального казначейства в пределах лимитов финансирования, утвержденных на текущий период.
2. Компенсация за счет средств федеральных источников увеличения расходов или уменьшения доходов Москвы, возникших вследствие принятия федеральных законов и иных правовых актов федеральных органов государственной власти, может осуществляться по отдельному соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Москвы.
3. По решению органов государственной власти Российской Федерации, принятому по представлению органов государственной власти Москвы, в городе может быть проведен эксперимент по совершенствованию системы налогообложения и межбюджетных отношений.
4. В целях развития транспортной сети города Правительству Москвы в соответствии с федеральным законодательством могут быть переданы федеральные средства (включая средства Федерального дорожного фонда Российской Федерации), в том числе на основе соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Москвы.
5. В целях формирования регионального продовольственного фонда решением Правительства Российской Федерации Правительству Москвы могут быть переданы финансовые средства из федеральных источников в пределах средств, предусмотренных на эти цели в соответствии с законом о федеральном бюджете на соответствующий год, при условии выполнения Правительством Москвы взятых финансовых обязательств.
6. Восстановление памятников природы и культуры, имеющих федеральное значение, расположенных на территории Москвы, финансируется в пределах расходов, предусмотренных на указанные цели в соответствии с законом о федеральном бюджете.
7. Органы государственной власти Москвы самостоятельно устанавливают и вводят своими законами налоги и сборы города Москвы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.

Статья 10

1. Разграничение государственной собственности на федеральную собственность и собственность Москвы осуществляется в соответствии с соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Москвы, если иное не установлено федеральным законодательством.
2. Федеральные органы исполнительной власти учитывают мнение органов исполнительной власти Москвы при осуществлении полномочий собственника по принадлежащим Российской Федерации акциям (долям, вкладам) в уставном капитале действующих в пределах Москвы юридических лиц.
3. Передача Правительству Москвы прав по распоряжению или управлению принадлежащим Российской Федерации имуществом, в том числе акциями (долями, вкладами) в уставном капитале юридических лиц, может осуществляться в порядке, установленном соглашениями между Правительством Российской Федерации и Правительством Москвы, в соответствии с федеральным законодательством.
4. Разграничение природных ресурсов на территории Москвы на природные ресурсы, относящиеся к федеральной собственности и собственности Москвы, а также вопросы природопользования регулируются отдельными соглашениями.

Статья 11

Взаимная передача федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Москвы права осуществления части полномочий в соответствии со статьей 78 Конституции Российской Федерации может иметь место по соглашению во всех случаях, если в Конституции Российской Федерации или федеральном законодательстве не содержится прямого запрета на передачу осуществления соответствующих полномочий.
При передаче права осуществления отдельных полномочий в соответствующем соглашении предусматриваются необходимые условия передачи и осуществления этих полномочий.

Статья 12

Органы исполнительной власти Москвы могут быть наделены полномочиями территориальных подразделений (агентств) федеральных органов исполнительной власти в соответствии с федеральным законодательством и на основании соглашений между Правительством Российской Федерации или уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти и Правительством Москвы.

Статья 13

В целях реализации положений настоящего Договора органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Москвы могут создавать совместные комиссии и иные рабочие органы на паритетных началах, в том числе комиссию по обеспечению реализации настоящего Договора и Закона Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации". Состав и положение о комиссии утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации и Мэра Москвы.

Статья 14

Москва вправе выступать самостоятельно и по поручению органов государственной власти Российской Федерации участником международных и внешнеэкономических связей, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и международным договорам Российской Федерации, вправе заключать соответствующие договоры (соглашения) с административно - территориальными единицами иностранных государств, субъектами иностранных федераций и иными иностранными партнерами в соответствии с федеральным законодательством.
Органы государственной власти Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством координируют международные и внешнеэкономические связи Москвы.
Особенности координации международной и внешнеэкономической деятельности на территории Москвы определяются соглашениями между Правительством Российской Федерации и Правительством Москвы, а также отдельными соглашениями между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Москвы.

Статья 15

1. В случае установления нормативными правовыми актами Российской Федерации, действие которых распространяется на все субъекты Российской Федерации, больших, чем устанавливается Договором, прав, льгот и преимуществ для субъектов Российской Федерации, применению подлежат положения указанных нормативных правовых актов.
2. В случае принятия по предметам совместного ведения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Москвы в одностороннем порядке нормативных правовых актов, противоречащих Договору, подлежат применению нормы Договора.

Статья 16

1. Споры и разногласия, возникающие в ходе реализации Договора, разрешаются путем согласительных процедур либо в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
2. Органы государственной власти Москвы имеют право оспаривать в соответствующем суде правовые акты федеральных органов исполнительной власти, которые регулируют вопросы, отнесенные к ведению Москвы, или не соответствуют полномочиям федеральных органов исполнительной власти в сфере совместного ведения Российской Федерации и Москвы, или перераспределяют в одностороннем порядке предметы ведения и полномочия Москвы, установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Договором, а также требовать возмещения в судебном порядке ущерба, нанесенного Москве в результате применения оспариваемого правового акта.
Органы государственной власти Москвы вправе также вносить в Правительство Российской Федерации предложения об отмене либо приостановлении действия на территории города частично или полностью правовых актов федеральных органов исполнительной власти, перечисленных в части первой настоящей статьи.

Статья 17

Настоящий Договор заключается сроком на 10 лет.

Статья 18

Настоящий Договор или отдельные его положения не могут быть отменены, изменены или дополнены в одностороннем порядке.
Дополнения и изменения вносятся в Договор по взаимному согласию сторон путем внесения дополнений к настоящему Договору или заключения нового Договора, если иное не установлено федеральным законом.

Статья 19

Договор подлежит опубликованию в официальных изданиях не позднее десяти дней со дня подписания и вступает в силу со дня опубликования.
С момента вступления в силу настоящего Договора ранее заключенные между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Москвы договоры и соглашения действуют в части, не противоречащей настоящему Договору.

Совершено в г. Москве 16 июня 1998 года в двух экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую силу.

Президент Российской Федерации
Б. Ельцин

Мэр Москвы
Ю. Лужков